Cоветы

Высокая мода в интерьере

Высокая мода в интерьере


23 Май 2013

Высокая мода в интерьере

XVI том энциклопедии «Британника» определяет моду как причуду или коллективное умопомрачение. Только узаконенное и регулярное, и скорее постоянное, чем хаотическое, а также частично прогнозируемое.

В энциклопедии сказано, что мода и сумасшествие — понятия аналитически неразделимые, но все-таки имеют различия.

Поверим этому утверждению и попробуем обсудить, что же отличает моду от просто искаженного и ограниченного мировосприятия.

И обратим внимание на проявления и особенности моды не в одежде, не в прическах и даже не в том или ином типе красоты, а на моду в оформлении жилого и отчасти корпоративного интерьера.
Если не вдаваться в подробности, то мода в интерьере в основном с некоторым временным лагом отслеживает моду в архитектуре вообще.

Элементы стиля в наружном оформлении зданий и собственно архитектурная стилистика и мода преломляются в элементах интерьера, в мебели, отделке дверей, лепнине и украшении потолков, рисунке обоев и окраске стен, в структурах укладки и цветовом решении паркетных полов, в декоративном оформлении помещений тканями, предметами искусства и старины.
И в то же время интерьер — более близкая к человеку среда, в нем он проводит основное время своей жизни.

Поэтому интерьер более динамично отражает как вкусовые пристрастия человека, так и ритм изменения его жизни. Интерьер более адаптивен к быстрым изменениям, как к технологическим, так и к вкусовым.

Это связано также и с разными сроками жизни внешнего оформления зданий и устройства и убранства внутренних помещений. Химеры и горгули Нотр-Дам пережили потолочные и стеновые росписи рококо, барочные мебель и паркеты, ампирные колонны и лепнину, витые перила особняков ар нуво, витражи Лалика и Тиффани и переживут изощренный хай-тек от Московского архитектурного общества.

Тем требовательнее интерьерная среда к вкусу и искусству дизайнеров-интерьеристов и декораторов, тем труднее уловить признаки и тенденции моды и воплотить их при создании интерьеров ан масс и отдельных их фрагментов в частности.
В связи с техническими достижениями машинного ХIX века и мощным технологическим и информационным прорывом века ХХ-го многое из того, что было доступно ранее королевским и княжеским дворцам, стало в наше время уделом и особенностью обычного ремесла проектировщиков и оформителей интерьеров.

И даже мозаичный художественный паркет, который веками считался исключительной принадлежностью дворцовых интерьеров, благодаря достижениям современной технологии и наличию развитых деревообрабатывающих производств стал доступен для многих жилых и производственных помещений. В связи с этим меняются требования к эстетике напольных покрытий.

Вместо чисто фоновых функций пол все чаще играет роль равноправного фактора стилевого оформления интерьера. Рисунки классической укладки паркета и структуры художественного паркета, вобравшие в себя утонченные изобразительные находки Уильяма Морриса, внепространственные заморочки архитектурных рисунков Эшера, авангардные диссонансы конструктивизма, зачастую становятся главным элементом, около которого формируются все остальные составляющие современного частного или корпоративного интерьера.

Если и можно говорить о какой-то доминанте в современном минималистском интерьере, то ею в тех или иных случаях может стать паркетный пол с его простым, составленным из одной-двух деталей повторяющимся рисунком и регулярным ритмом. Гибкость и многофункциональность интерьера и создание единого неориентированного пространства часто достигаются благодаря адаптации разных зон, элементов формообразования и цветовых решений с помощью паркетного пола в качестве универсального интерфейса.

Обилие пустых пространств в сочетании с дорогими материалами и высочайшим качеством исполнения обеспечивают характерную для минимализма простоту и элегантность, строгость пропорций, максимальную выразительность простыми средствами. В этом контексте паркетный пол — апология качества и необходимое число оккамовских сущностей.

В определенных случаях он не мимикрирует под стиль окружающего пространства, а сам является основным ключом к стилевому решению, камертоном, под который строятся все остальные решения в интерьере.
Паркетный пол обязательно участвует в комплексном дизайне интерьера.

Цветовое взаимодействие стен, дверей, мебели и пола с плинтусом по совпадению или контрасту, дублирование на полу очертаний потолочной лепнины, многократное повторение контура фонтана, камина, бильярдного стола в рисунке пола, сочетание структур художественного паркета с росписью и украшением стен — это лишь немногочисленные примеры равноправного участия формообразующих и цветовых характеристик пола в общей эстетике интерьера.
Пол может явиться объединяющим началом для совокупности отдельных помещений с разными стилевыми и функциональными характеристиками, которые и образуют современную квартиру.

В то же время использование оригинального фриза в каждой комнате и бордюрных рисунков на границах раздела функций, материалов или стилевых вариантов оформления поможет оптимально решить задачу зонирования, придать законченность и своеобразие отдельным составляющим жилья. Даже зрительное разделение функциональных зон с помощью бордюров может сформировать иное представление пространства, избавляя от ощущения излишней протяженности или монотонности помещения и увеличивая выразительность оформления интерьера.

Особое место в интерьере жилого помещения занимает художественный паркет. Заранее оставляя в стороне рассмотрение особенностей его использования в анфиладах дворцовых залов и переходов, приходится признать, что сам по себе художественный паркет — фактор индивидуальный.

На первый взгляд вряд ли можно всерьез говорить о его объединительной функции в современной квартире. Напротив, реализация художественного паркета в том или ином отдельном помещении (будь то гостиная, каминный зал или спальня) — распространенный способ обозначить доминанту в интерьере , выделить его функциональный или эстетический центр, наилучшим образом выразить вкусы и чаяния заказчика.

Можно представить себе художественный паркет, заполняющий все пространство пола квартиры, во всей красоте мозаичных структур, образованных из множества элементов и изготовленных из разных пород дерева методом механической резки. Причудливое переплетение линий и форм из красного и черного дерева, клена, дуба, ореха, платана, ясеня, вишни и груши, образующее индивидуальное художественное оформление полов в каждом из помещений, — это три богини, спорящие за яблоко раздора, это соревнующиеся атлеты, где «каждый за себя».

Выделить, а не объединить, подчеркнуть, а не гармонизировать, расставить акценты, а не сгладить — такова, возможно, функция художественного паркета в современном жилом интерьере. Но как это ни парадоксально звучит, в этом же его объединительная функция.

Достаточно вспомнить, как высотные здания в Москве (а до этого Эйфелева башня в Париже), вопреки мнению многих авторитетных специалистов, не разрушили, а создали новое единство архитектурного ансамбля города.
В то время как прихожая является лицом и визитной карточкой квартиры, туалеты и ванная комната — ее сокровенной тайной, спальня — обителью уюта и покоя, полы служат объединяющим фактором, твердой основой, наконец, неотъемлемой составной частью всех жилых помещений, которые мы ощущаем как приспособленную к нашим потребностям и вкусам окружающую среду, как гармонизированную человеком и для человека часть Вселенной.

Паркет и мода: Казалось бы, как «гений и злодейство» они несовместны. Ну о какой моде можно говорить применительно к тому, что рассчитано на 70-90 лет эксплуатации, что служит как минимум трем поколениям одной семьи, что в качестве доминанты часто определяет все стилевое решение частного или корпоративного интерьера.

И тем не менее, история паркетного дела знает примеры того, как те или иные рисунки укладки, разновидности паркета или его заменителей, варианты финишной отделки вдруг становились модными и заставляли заказчиков предпочитать модные полы остальным, часто в ущерб функциональности или стилевому единообразию в интерьере. Примером этому могут служить феномены укладки паркета «елочкой» и «палубой».

«Елочка». Для многих она ассоциируется с райисполкомовским стилем недавнего прошлого. Советы, министерства, военкоматы- везде уставная «елочка».

Вместе с тем, это укладка, имеющая многовековую историю и традиции. Фридрих Великий предпочитал этот вид укладки, считая его «королевским». Советская мода на «елочку» создала у многих стойкую идиосинкразию к ней. То, что было когда-то популярно, надолго вышло из моды.

Использование вариантов этого вида укладки (двойная, тройная, смещенная «елочка») поможет сохранить этот традиционный рисунок и преодолеть несправедливое предубеждение.
По иному сложилась история «палубной» укладки.

Она широко распространилась в середине ХХ века, когда под давлением «модного» недорогого ковролина паркет начал уступать свои позиции в жилом и офисном интерьере, цены на него пришлось снижать, паркетные заводы по всему миру уменьшали объемы производства. С целью снижения себестоимости было освоено изготовление паркета так называемым методом «непрерывной доски».Из заготовок в производстве вырезались дефектные части, в том числе с сучками, а все остальное шло на изготовление паркета.

Разномерный по длине паркет без туда укладывался только в «палубный» рисунок.
У этого рисунка есть свои достоинства и недостатки. Он хорош в качестве фонового, в том числе и особенно вместе с элементами художественного паркета.

Дизайнеры предпочитают его в интерьерах, где достаточно часто изменяется стилевое оформление, ибо он хорошо совмещается с разными стилями. Однако по-настоящему модной «палубу» сделало почти исключительное ее использование в таких заменителях паркета, как ламинат и паркетная доска.

Для этих материалов использование других рисунков затруднено, поскольку их сложно состыковать на полу с необходимой точностью.
В разное время по-разному воспринимается зов моды: быть, как все, пока молод, и быть таким, как тебе по вкусу и как тебе идет, когда становишься старше. Паркетные полы в интерьере, в составе которых, кроме штучного паркета, могут использоваться бордюры, паркетные модули, розетки, элементы художественных декоров, паркет с фигурными вставками, позволяют фирме «Ковчег-паркет» удовлетворить самые взыскательные требования и соответствовать любой моде и стилю.