Cоветы

Театр одного камина

Театр одного камина


09 Сентябрь 2013

Театр одного камина

Завораживающее зрелище открытого огня в камине создает магическую атмосферу гармонии и покоя. Вид язычков пламени настраивает на философский лад, снимает напряжение бурного дня, отвлекает от проблем повседневности, согревает душу и сердце в буквальном и переносном смысле.

В дом, где есть камин, хочется возвращаться снова и снова…

Поскольку камин является структурообразующим элементом интерьера, лучше спроектировать его «присутствие» для конкретного помещения заранее, во время составления общего плана дома, учитывая особенности архитектуры и декора.

Скрытые камины (встроенные в стену) имеют топочное пространство и дымоход в массиве стены. Их основное достоинство в том, что они практически не занимают полезной площади помещения. Устраивать их целесообразно одновременно с кладкой стен дома.

Полуоткрытые камины располагают по центру стены, дымоходы — внутри стены или пристраивают к ней. Эти камины занимают больше места, но зато их можно соорудить уже после завершения строительства.

Лучше всего расположить камин у капитальной стены, так как это сооружение весит около 1,5 тонны, поэтому в двух- и трехэтажных домах его устанавливают на первом этаже на специальном фундаменте. Даже для помещений с железобетонными перекрытиями камин может оказаться слишком тяжелым, хотя при необходимости перекрытия можно укрепить.

Камины делятся на две основные группы: открытые и закрытые (топка герметично закрыта стеклом). Оборудованные хорошей вытяжной трубой и защитными приспособлениями открытые очаги-камины устанавливают в центре помещений.

Они прекрасно организовывают пространство и в современном интерьере являются стилистической основой, под которую подбирают мебель и весь остальной декор. Очень эффектны, хотя достаточно сложны в изготовлении.

Такие камины симметричны, могут быть квадратными, ромбовидными, треугольными, прямоугольными или круглыми.
ОГНЕННЫЙ ДИЗАЙН
В последнее время спрос на камины возрастает.

Очень популярными (особенно в загородных домах) стали камины в виде развитой асимметричной композиции — массив, объединяющий камин, брус и элементы деревянной мебели. Такую стилистику называют «кантри».

А в городских квартирах преобладают полувстроенные классические образцы в английском духе, изготовленные преимущественно из камня, причем нередко они только имитируют горение (например электрические топки).
Для «парящей» модели, позволяющей поместить огонь над поверхностью, в пространстве, требуется особая конструкция.

Дымосборник крепят к потолку и опускают к огню. Но он может также составлять с очагом единое целое. Более распространена модель открытого камина, расположенного на круглой площадке высотой 35—50 см.

Его дымоход должен иметь большее сечение, что неизменно приводит к потере тепла. Но этот фактор гораздо менее важен, чем эстетика огня и красота силуэта. Все подобные модели изготовлены из жаропрочной стали и стекла.

Если их устанавливают в саду, на летней кухне или террасе, то дымосборник укрепляют на стойках, опирающихся на площадку.
Существуют так называемые футуристические модели.

На основе треугольной или пирамидальной формы дизайнеры создают скульптурные композиции из стекла и металла. Темное стекло, блеск хромированных труб, антрацитовая плоскость столешницы — все это позволяет нам наслаждаться игрой света, отражающегося и преломляющегося на стыках стеклянных и металлических плоскостей.

Поднимающееся стекло надежно защищает от искр, поэтому даже над паркетным полом камин монтируют без дополнительной теплоизоляции.
МАТЕРИАЛЫ

Применение того или иного отделочного материала зависит от многих факторов: требований к эстетике и дизайну, расположения в пространстве, предназначения, эксплуатационных качеств, функциональных особенностей. Правильный выбор материала — одна из важнейших составляющих успешной реализации проекта.

Портал изготавливают как из традиционных материалов — древесины, натурального камня (гранита, мрамора, оникса), кирпича, так и из стекла, металла, специальной керамики. Многие фирмы создают прекрасные порталы из древесины дуба, сосны, вишни, ореха.

Предварительно обработанную древесину можно использовать даже при сооружении каминов с открытой топкой. Каминные полки вытесывают из редких пород и соединяют сверху или снизу двойными замками и шинами.

Для того чтобы защитить полки от воздействия теплового излучения, их изолируют кирпичом, камнем или бетоном. Форма, как правило, П-образная, трапециевидная, реже — овальная.

Для отделки кирпичного камина можно использовать дерево, металл, камень, стекло, декоративную штукатурку, обои, краску, керамическую плитку.
Огнеупорный кирпич может выполнять декоративную функцию.

В таких случаях используют специальный кирпич, изготовленный вручную, красного, желтого, бежевого, розового или медового цвета. Укладывают его «елочкой», прямыми горизонтальными полосами, двойной «елочкой».

Кирпичи, соединенные цветными швами, обогащают фактуру и смотрятся, как цветные шнуры.
Белый камень — осадочная горная порода, используемая в отделке каминов.

Интересно, что камень, добытый на одном и том же месторождении, имеет различные цветовые оттенки и структуру, что свидетельствует о его естественном происхождении. Некоторые фирмы предлагают модели из искусственных материалов, имитирующих белый камень.

Распознать подделку нетрудно: в натуральном камне присутствуют естественные вкрапления, вследствие чего он приобретает теплый натуральный тон.
Гранит — один из лучших материалов для облицовки каминов.

Благодаря равномерной зернистости, массивной текстуре, высокому содержанию кварца, отсутствию сульфидов многие изготовители считают гранит незаменимым строительным материалом. Он хорошо поддается обработке, правда, вследствие его высокой прочности и твердости предпочтительнее прямые поверхности.

Детали из гранита шлифуют или полируют. Очень эффектно смотрится поверхность, обработанная «под скалу».
Мрамор — не только изумительно красивый, но и самый практичный камень.

Белый, кремовый, с желтоватым оттенком и темными прожилками, зеленый, розовый… Его долговечность общеизвестна; и при хорошем уходе эстетические качества сохраняются из века в век. Для классических порталов используют шлифованный или полированный мрамор разных оттенков.

Как правило, камень комбинируют: например, используют мрамор разного цвета или мрамор в сочетании с другим камнем (или кирпичом). Мрамор одного цвета полируют до глянца (это наиболее распространенный способ обработки), шлифуют так, что он становится идеально гладким.

При этом структура и оттенки хорошо видны, а поверхность остается матовой. Камень можно «состарить» искусственным путем: на его поверхности появляются небольшие углубления и белые, почти незаметные точки.

Если внешнюю часть портала изготавливают, к примеру, из шлифованного или «состаренного» камня, то рамку около топки выполняют из блестящего полированного камня того же цвета. На первый взгляд камин смотрится как единое целое, но при хорошем освещении, а особенно, когда разгораются дрова, отблески огня, отражаясь в полированных поверхностях рамки, зрительно увеличивают топку, выделяясь на матовом фоне внешней части.

Полированный мрамор используют для изготовления горизонтальных полок, отделки боковых частей камина, перемычки над топкой и нижней части.
ТОПКА И ТОПЛИВО
Открытую камеру сгорания — топку — выкладывают из огнеупорного кирпича.

В современных жилищах строят классические камины прямоугольной формы с закрытой топкой как наиболее эффективной. Она состоит из стенок, основания, дымосборника, дверцы, колосниковой решетки и зольника.

Кварцевое стекло заслонки выдерживает температуру до 800 С. Наиболее эффективна заслонка, задвигающаяся сверху вниз (так называемая гильотина). Порция дров, которая в открытой топке сгорает за 2-3 часа, в закрытой топке горит 8-12 часов, если отрегулировать подачу воздуха до минимума.

В качестве топлива используют различные виды древесины (клен, дуб, ель, сосна, береза, ольха, осина), а также каменный уголь, бурый уголь, торф и продукты их переработки. Дрова следует хранить сложенными в поленницу, под навесом.

Их влажность соответствует влажности воздуха, они хорошо и достаточно долго горят, тогда как слишком сухие дрова сгорают очень быстро. Не рекомендуется использовать смолянистые дрова: они могут «выстреливать», создавая тем самым опасность пожара.

При сжигании свежесрубленных сырых дров образуется очень много дыма, вследствие чего в трубе появляется конденсат.
Перед растопкой камина нужно создать первоначальную тягу.

Для этого в дымосборнике сжигают свернутую в жгут газету, держа ее пламенем вверх над перемычкой топливника. Дрова укладывают горкой, с опорой на заднюю стенку топливника или «колодцем». Первую порцию дров сжигают не полностью, вовремя подкладывая по два-три полена.

ЦЕНЫ
Цена на камин складывается из следующих составляющих: топка (минимальная цена качественной чугунной закрытой топки — около 500 долларов); дымоход (стоимость элементов дымохода для каминов несколько выше, чем для печей и печей-каминов, поскольку используются трубы большего сечения (200 мм), и достигает в минимальной комплектации 500-600 долларов); облицовка (цена облицовочной части камина зависит от материала, конструкции и дизайна облицовки, например, мимальная стоимость облицовки из натурального камня (ракушечник) — от 500 долларов); стоимость монтажного комплекта из сертифицированных материалов составляет 400-500 долларов; монтаж — два раза по 500 долларов: монтаж самого камина и стоимость работ по возведению дымохода.

Итак, установка в доме камина — топка в облицовке из натурального ракушечника — будет стоить 3000-3500 долларов.
Советы «Стройся!»
1. Если в огонь положить две-три небольшие веточки вишни, яблони или можжевельника, то отапливаемое помещение наполнится приятным ароматом.

Можно изменить цвет пламени: обычная поваренная соль, сгорая, окрашивает пламя в ярко-желтый цвет, хлорид меди придает оттенки голубого и зеленого цвета. Добавки можно засыпать непосредственно в очаг, но лучше приготовить раствор и пропитать им дрова.

2. По мере эксплуатации камина на стенках дымохода образуется сажа, а на портале, прозрачной дверце и металлических частях камина оседает копоть, поэтому время от времени камин необходимо чистить. В продаже имеется широкий выбор средств для чистки стекла, камня, чугуна; можно также использовать пищевую соду или концентрат для мытья посуды.

3. Стеклянные дверцы очищают средствами для мытья окон — только в холодном виде. При этом не следует открывать дверцу до упора: стекло может треснуть. Из топки нужно регулярно удалять остатки смолы.

4. При чистке поверхностей белого камня нельзя пользоваться веществами, содержащими кислоты. Кроме того, не рекомендуется ставить рядом с камином свечи, поскольку вывести пятна от них очень трудно.