Cоветы

Скульптура

Скульптура


29 Октябрь 2013

Скульптура

Что посоветовать тем, кто решил украсить скульптурой пространство перед офисом или оформить рельефами фасад? Как выбрать стиль и материал, подходящий для этой цели?

С этими вопросами мы обратились к И. А. Бурганову, скульптору, директору Московского государственного музея «Дом Бурганова», кандидату искусствоведения.

— Для того чтобы говорить о материалах, сначала нужно хорошо представить себе процесс создания скульптуры.

Сначала художник рисует эскиз. Потом по этому эскизу делается небольшая, так называемая рабочая модель из мягкого материала — например, пластилина.

Затем из того же пластилина или глины мы изготавливаем модель в натуральную величину и потом — в натуральную же величину — модель из гипса. Затем выбираем собственно материал для скульптуры и готовим форму. А форма для каждого материала нужна своя.
Бронза

Пожалуй, бронза — наиболее популярный материал для создания эффектных скульптурных групп. Со временем на бронзе образуется патина – тончайшая пленка окисла, защищающая поверхность от загрязнений и разрушений.

Бронза -наиболее крепкий из «скульптурных» материалов, у нее самые сильные антивандальные свойства. Изделие из бронзы сложно сломать, только если приложить серьезные усилия. Курьезный случай произошел с известной скульптурой «Золотая Турандот», что возле Театра им.

Вахтангова на Старом Арбате. В ночь на 12 июня, День независимости России, неизвестные под покровом темноты отпилили скульптуре руку. Да так тихо, что в отделении милиции, находящемся аккурат напротив оной, никто ничего не заметил.

Для скульптора бронза — материал, с которым приятно работать. Способ литья позволяет автору осуществить практически любые замыслы, а также воспроизвести мельчайшие детали.
Пластик

Трудно найти более легкий (в буквальном смысле слова) материал, пригодный для изготовления наружной скульптуры, чем пластик. Перед «историческими» материалами (мрамором и бронзой) пластик имеет два главных преимущества: он устойчив к агрессивному воздействию внешней среды и имеет небольшой вес.

Воспользоваться пластиком стоит в том случае, когда скульптурную композицию требуется поднимать на значительную высоту. Однако пластик — новый материал, и все его замечательные свойства известны пока только в теории.

Практикой подтверждается, что в течение 15 лет он действительно сохраняет эти свойства, а вот обещанных 50 лет еще просто не прошло. При этом до нас дошли старинные скульптуры из камня и бронзы в прекрасном состоянии. Так что любые свойства должны быть проверены временем.

Но, безусловно, пластик удобен, и скульпторы активно его используют. Кроме упомянутой легкости он еще и значительно дешевле той же бронзы.

Правда, более чем последняя, подвержен повреждениям — его легче пилить, да и если залезет на пластиковую скульптуру взрослый человек, ущерба избежать будет трудно. Но то же относится к большинству материалов.
Мрамор

Этому благородному камню отдавали предпочтение великие ваятели прошлых эпох от Праксителя до Родена. Даже сейчас, когда техника, казалось бы, взяла на себя практически все что можно, лучшими инструментами для работы с этим сказочным материалом остаются молоток, набор киянок, троянки и скарпели и руки мастеpa.

Конечно, мрамор капризен и требует особого к себе подхода, и работа с ним однозначно превращается в трудоемкий процесс. Тем не менее, скульпторы любят работать с мрамором.

Кроме неповторимой внешней привлекательности мрамор имеет и уязвимое место: он не слишком стоек к осадкам, а в городе на нем будут скапливаться смог и пыль. Так что подумайте хорошенько, хотите ли вы видеть мраморную скульптуру на фасаде или все-таки переместите ее внутрь…

Бетон
Немного фантазии — и банальная клумба рядом с вашим офисом превратится в музей под открытым небом. Небольшие фигурки или умело расставленные абстрактные формы привлекут внимание посетителей.

Надо только иметь в виду, что для создания скульптур необходимо использовать специальный бетон марки не ниже В 250. Кроме того, нелишним будет знать, что существуют 2 вида создания скульптуры из бетона: первый — высечение изделия из монолитного куска бетона, как из мрамора.

Второй — заливка бетоном, то есть предварительная работа по изготовлению формы. Сегодня почти половина малых архитектурных форм делается из бетона, этот материал давно занял достойное место среди прочих в мире скульптуры.

Главные его козыри — доступность по цене и технологичность. При этом бетонные формы неплохо смотрятся. Яркий тому пример — жилой комплекс.
«Пересвет» на Ленинском проспекте. Скульптуры были заделаны в «сэндвич»-панели прямо на заводе по производству этих самых панелей.

Дерево
Дерево — один из старейших материалов в скульптуре и вместе с тем самый недолговечный и уязвимый из всех вышеперечисленных.

Дерево гниет, горит, сохнет и т. д., его легко можно испортить, поэтому его не стоит использовать на фасаде, это материал для интерьерной скульптуры. Как сырье в руках мастера оно не требует особых навыков, поэтому скульптур из дерева можно встретить так много и повсюду — в деревнях, церквях и т. д. В настоящее время при изготовлении скульптур из дерева используют благородные породы — красное, черное дерево, отличающиеся красивыми текстурами и высокой прочностью.

Гипс
Девушки с веслом, мальчики с рыбами, юные пионеры — гипс используется в скульптуре издавна. Он привычен и любим мастерами.

До недавнего времени вся лепнина делалась только из гипса. Он, конечно, не столь долговечен, как бронза, однако все фасады старой Москвы украшены кариатидами, разными колонночками — и все из гипса!

И это притом, что центр не реставрировали лет 50-70, лишь недавно взялись за эту проблему! И ничего, оказалось, скульптуры живы, все на месте. Гипс живуч. И даже если у гипсовых фигур откалываются носы или отваливаются руки — это поправимо.

Материал удобнее для работы на фасадах, чем бетон. Он быстрее, чем последний, схватывается, а благодаря более мелкому «помолу» из гипса можно лепить тонкие детали.