Интересное

Американцы создали движущуюся дисплей-стену

Американцы создали движущуюся дисплей-стену


20 Август 2013

Американцы создали движущуюся дисплей-стену
Стена зашевелилась? Она подаёт вам знаки? Ещё и брыкается? Не расстраивайтесь и не спешите звонить в «ноль-три» — с вами всё в порядке и дела не так плохи.

Даже так скажем: всё очень даже хорошо. Ведь если стена шевелится, то с этим можно только поздравить: вы счастливый обладатель HypoSurface — громоздкой, но очень-очень ценной штуки.

Гиперповерхность — это поверхность в пространстве, где измерений может быть сколько угодно — так учит математика. Оно и понятно: «гипер» значит «сверх», «больше». А «гипо» значит «меньше». Но что такое «Гипоповерхность»?

Отвечаем: это поверхность из пластинок на оживающих штырях, которая ещё и шевелится! К счастью, математика тут ни при чём. Почти ни при чём.
В 1991 году доцент Массачусетского технологического института (MIT) Марк Гаулторп (Mark Goulthorpe) создал студию dECOi.

Эта студия — своего рода площадка для теоретических и практических изысканий в области искусства и дизайна. Надо сказать, что это на редкость удачный проект, что подтверждают многочисленные победы на всяких художественных конкурсах.

Одной из особенно «прибыльных» в этом отношении оказалась «Гипоповерхность» (HypoSurface) — масштабная инсталляция, которая создавалась с 1999-го по 2001 год. Для неё Гаулторп собрал целую кучу специалистов в самых разных науках: архитекторов, инженеров, математиков, программистов и прочих.

Делали они её по заказу британского театра Birmingham Hippodrome — для фойе — уж очень руководству хотелось поставить там какую-нибудь такую громадину.
Чем же так симпатична «Гипоповерхность»? И что это такое?

Как вы уже поняли, HypoSurface не имеет ничего общего ни с какими сущностями из многомерного пространства и тому подобными математическими чудищами. Она, однако, от этого не становится чем-то менее интересным. «Гипоповерхность» — первый в мире дисплей, который показывает движение.

Да— да, именно самое настоящее движение, а не его картинку. Более того — объёмную картинку.
HypoSurface может занять плоскость какого угодно размера и показывать что угодно, например, рекламу.

Поэтому стена с «Гипоплоскостью» оказывается намного более выгодной задумкой, чем стена крутящаяся.
«Гипоплоскость» состоит из множества матовых металлических пластин, не жёстко соединённых между собой — этакое треугольное море.
Кстати, тут простор для фантазии просто огромный: пластины можно покрасить в любой цвет, нанести на них какое-нибудь изображение, поменять их отражательную способность, или — что смотрится особенно эффектно — поиграть с подсветкой.

Положение пластин управляется с помощью пневматических поршней, к которым они прикреплены. Движение поршней регулируется подводимым к ним током. В зависимости от того, какие поршни и насколько выдвинуты, и формируется картинка.

Каждый из этих треугольников можно в некотором приближении сравнить с пикселем. Однако в отличие от прочих «некомпьютерных» пикселей (типа тех, которые могут появляться на лбу, на фасаде или в чашках Петри), эти позволяют получать менее грубые контуры.

Благодаря этому удобно на стене HypoSurface с не очень большим разрешением вполне чётко можно показывать, например, звуковые колебания.
Откуда их взять? Да откуда угодно.

Можно использовать готовые данные, которые после обработки компьютером передаются поршням. А можно и обрабатывать входящий сигнал в режиме реального времени — программное обеспечение, созданное специально для «Гипоплоскости», позволяет это сделать.

Кое-что из того, что получается в результате всего этого, вы можете посмотреть здесь (ролик на YouTube, 2,97 мегабайта).
Эта громадная вещь, по словам её создателей, показывает «переход от аутопластического (определённого) к аллопластическому (неопределённому) пространству».

Круто сказано! Но мы, пожалуй, не будем более вас перегружать этой «философией гипоповерхности», ибо сам Гаулторп со своими бесчисленными коллегами не очень по поводу неё распространяется. Ну и ладно.

Зато эти ребята с большой радостью рассказывают о многих наградах и призах, полученных за эту работу. Одна из них оказалась особенно символичной: в 2004 году на фестивале Ars Electronica HypoSurface была признана победительницей, но не вся, а всего один её модуль, основанный на 56 поршнях.

Каждая новая версия HypoSurface отличается от предыдущей. В частности, постоянно увеличивается её разрешение (то есть уменьшается размер пластинки). А следующий вариант (это будет HypoSurface VII), как обещают, будет снабжён и светодиодами, что сделает инсталляцию ещё более зрелищной.